До последнего

Давно это было, а вот, надо же, запомнил на всю жизнь...

Путешественники

Лет 30-40 назад я активно занимался разными видами спортивного туризма, в том числе и лыжным.
Вечером

Надо заметить, что это занятие не для слабаков. Морозы, ветер, в первые дни похода рюкзаки тяжёлые - по 40-50 кг. Спорт для суровых мужиков. Однако, в нашей группе оказалось девушек не меньше, чем парней!
Сосульки

Особенно одна, Лена, врезалась в память. Смешливая, озорная девчонка, всегда умела развеселить группу. Что очень важно в суровых сибирских условиях. За это качество мы весьма ценили нашу Лену. Но, вот беда, болела она. Как-то ещё в молодости умудрилась схватить холецистит, он и обострялся в самые неподходящие моменты.
Лёд

Но сила воли у Лены просто зашкаливала. Не каждый участник походов догадывался, как тяжело приходится нашей веселушке. Однажды на всесоюзном инструкторском семинаре, где мы по очереди были инструкторами группы, Лена приболела. А тут как раз её очередь возглавить группу. Предлагаю ей:
- Давай, я тебя подменю.
- Нет. Надеюсь, что справлюсь, а ты просто будь рядом на тот случай, если сознание потеряю.
Вот так и работала, самоотверженно, до последних сил, до потери сознания.
Зима

Однажды она ухо обморозила. Ну, что вы хотите: Сибирь, мороз за -50, да ещё с ветром. К вечеру ухо чудовищно распухло. Как медик, я был в затруднительном положении. Вроде бы необходима срочная эвакуация... иначе можно ухо напрочь потерять. Но ведь Лена этого не простит. Поэтому принимаю решение всё-таки продолжать поход. Горячее и мокрое ухо аккуратно раскладываю на бинтах и приматываю к щеке. Бедное ухо всё покрылось водянистыми пузырями. Лена терпит. А ночью новая беда. Кому-то приспичило наружу, в кусты, полез в темноте, без фонарика, да и наступил прямо на многострадальное ухо. Все пузыри полопались. Лена промолчала. Утром на ухо было больно смотреть. Кстати, мы его всё-таки спасли, обошлось без ампутации.

А что такое лыжный туризм? Днём идём на лыжах, тропим по очереди. Одеты сравнительно легко, потому что тяжёлый труд согревает. К вечеру находим сушину. Начальник командует стоп. Мы сбрасываем рюкзаки и с максимальной скоростью извлекаем из них тёплую одежду. Быстрее, быстрее надеть всё на себя! Часто бывало так - всё надел, а застегнуть пуговицы уже не получается - пальцы онемели и не шевелятся. Тогда нужно заниматься согревающей работой: валить сушину, пилить дрова, ставить палатки, варить ужин. После работы пальцы отогреваются, тогда можно и пуговицы застегнуть.
Привет

Однажды взялись мы с Леной пилить сушину. Два-три распила хорошо пошли, а потом мы устали. Озираемся, кто бы нас сменил, а все заняты. Ладно, пилим дальше. Однако, через некоторое время уже и руки не слушаются. Мы шатаемся от усталости. Тогда Лена говорит:
- Я знаю, что нужно делать. Песню запевай! В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла...
Действительно, бодрая песня всегда помогает. А других средств и нет. Разделали мы всю эту сушину, никто и не заметил, чего нам это стоило.
Зима

Другой раз планируем новый поход. Начальник составляет список, а я его должен утвердить. Смотрю - он опять Лену записал.
- Ты что, - возмущаюсь, - это же холодный поход! Мы сало будем есть, а ей же нельзя.
- А кто группу станет поднимать в суровых условиях?!
Действительно, других таких нет... Утверждаю.
Иней

Однажды на привале сели мы на рюкзаки. Присмотрелся - Лена как-то странно головой качет, будто кому-то кивает. Спрашиваю, в чём дело.
- А это от ударов сердца...

Бывали критические ситуации. Начальник заплутает, поведёт нас через болото с кочками, народ к вечеру устаёт, далее идти не может. Тогда Лена и выручала:
- Песню запевай!
Иней

Потом оказалось, что эта Лена сыграла важную роль в моей жизни. Когда приходилось особенно тяжко, и нужно было принимать трудное решение, не спасовать, тогда я представлял себе, будто стоит она рядом и смотрит. Ну, в её присутствии стыдно проявлять слабость... Вот так и получалось быть сильным.

Мы и сейчас продолжаем ходить в тайгу или по горам. Правда, уже без Лены. Она давно детей воспитывает, а сейчас, наверное, уже и внуков. Но, как возникает сложная ситуация, когда свирепый ветер заставляет отступить, тогда мысленно она с нами. И тогда уже стыдно отступать.

Деревья

В тайге

Вот

Tags: #любимыеженщины

• Расписание наших путешествий

2021 г 6 - 25 апреля разведывательная экспедиция по Дагестану. Горы, ущелья, цветы, пейзажи. Цветущие абрикосы. Сулакский каньон, Дербент и…

• Горный Алтай

По Алтаю мы путешествуем часто, очень уж заманчивый край с фантастическими пейзажами. Особенно запали в душу последние 4 маршрута. И вот мы собрали…

• Про Алтай

Нынче осенью мы провели два чудных путешествия по горному Алтаю. Ну, произвело. Действительно, места достаточно офигенные. Сейчас буду делать…