Палаточный лагерь

3 августа.
Я проснулся от металлического стука. Наверное, уже завтрак готов! Как это я рассвет проспал?! Торопливо подскочив, я случайно двинул Лене коленом в ухо.
- Что такое? – полюбопытствовала сонная Лена, потирая ушибленную часть.
- Кажется, каша уже сварена! – оптимистично отвечал я, торопливо обуваясь. Выскочив из палатки, я оторопел: кругом темнота!! Вот почему я потревожил спящую Лену – я её попросту не видел. Но почему дежурные сварили кашу так рано? Я помчался к костру, чтобы не опоздать к завтраку, и тут получил ответ на свой вопрос. Прогремели выстрелы! Оказывается, звон не был сигналом завтрака!
- Медведи!
Крик Артёма не был преувеличением. Рычание раздалось сразу с двух сторон! В кустах двигались неясные тени. Но при свете луны трудно было определить размер мишек. Мы поджигали и бросали петарды в кусты. Тени шарахались, но через минуту рычание раздавалось с другой стороны. Особенно неприятно было слышать этот звук сразу с двух сторон. Словно нас окружили… Лишь через полчаса всё стихло. Зато поднялся переполох в соседнем лагере… Тут, на поляне Перекрёстка, сразу пять групп туристов. Наверное, шум до утра будет. Оставив дежурных у костра, мы отправились досыпать. Утром с любопытством рассматривали медвежьи следы.
Ночные приключения не помешали нашему распорядку дня. Завтрак строго по расписанию! Ольга и Артём сварили отличную кашу.
После завтрака все, кроме Олега и Алёны, оправились в радиалку. Я предложил такой маршрут: Висячий камень – пик Орешек – перевал Художников – озеро Каровое – Перекрёсток. Набрали фотоаппаратуры, пошли!
Одна из главных достопримечательностей Ергаков – знаменитый Висячий камень. Громадная гранитная глыба лежит на склоне, опираясь на крохотную площадку. Кажется, глыба вот-вот упадёт. Прежде всего, мы отправились к этому уникальному камню. Едва завидев удивительную глыбу, фотографы повыхватывали свои камеры… Напрасно я взвывал:
- Экономьте фоторесурсы! Все красоты ещё впереди!
Лишь через полчаса ажиотаж утих. Оля во время перекуса съела, наверное, что-то лишнее и теперь задумалась по поводу желудочного дискомфорта.
- Пожалуй, мы вернёмся в лагерь, - сказал Артём.
- Это можно, - согласился я, - вот тропа, она как раз к лагерю и приведёт. Развилок нет, так что не заблудитесь.
Мы отправились дальше по живописной тропе. Порой она тянулась узкой ленточкой по крутым скалам. Тогда фотографы с криками восторга вновь хватались за камеры. Да, тут есть что поснимать! В одном месте нужно было сделать шаг над пропастью. Всего полметра, но глубина в сотню метров страшила.
- Ой, я боюсь! – вздрогнула Наташа и попятилась.
- Тогда я открою тебе свой главный секрет, - сказала Светлана, ловко скача по скалам, - знаешь, я ужасно боюсь высоты!
- Да? – поразилась Наташа. Узнав, что она не одна такая, Наташа уверенно пошла по крутой тропе…
Наша группа легко добралась до Орешка и приостановилась у крутой стенки высотой метров семь. Здесь желательно применить страховку. Ещё вчера я научил ребят вязать узел булинь. Вот он и пригодился. Поднявшись по стенке, я сбросил верёвку:
- Булинься!
Алексей быстро завязал верёвку и полез. Скала была для него незнакомой, однако парень внимательно наблюдал за моими движениями, когда я поднимался, и теперь просто повторял их. Забравшись, Алексей засмеялся:
- Да тут просто! Давай, Лена!
А вот Лена поднималась медленно и неуверенно. Светлана подробно фотографировала процесс, а Наташа пыталась подсказывать:
- Лезь так, как мальчишки лезли!
Лена никак не могла привыкнуть к тому, что в стену можно упираться не только ногами, но и спиной. А когда я просил её упереться передней ногой в ближнюю стенку, а задней – в дальнюю, Лена и вовсе терялась. Она-то полагала, что у неё одна нога левая, а другая правая…
Однако истинным ЯФовцам не занимать терпения! Покряхтев от натуги, Лена все-таки поднялась по трудной расщелине. Помня, что Светлана боится высоты, я собрал верёвку и повернулся к вершине.
- А как же я? – заволновалась внизу Светлана, - меня забыли!
- Ох, прости, - смутился я, бросая вниз верёвку, - а думал, что ты боишься..
- Так я же для Наташи это сказала, - процедила Светлана, завязывая булинь.
Внизу осталась только Наташа. Мучения Лены в расщелине произвели на неё сильное впечатление…
- Стой здесь, мы быстро вернёмся!
Мы пошли к вершине. Нужно было пройти совсем простой шкуродёр, очень удобной ширины. Однако одна из стен шкуродёра оказалась мокрой, и это смутило ЯФовцев. Пробежав по шкуродёру туда и обратно, я показал технику передвижения, но ребята всё же колебались. Даже Алексей шёл очень медленно, тщательно выбирая места, куда опереться ногами. Впрочем, я и не торопил. Девушек пришлось страховать при каждом шаге.
- Ай! – закричала Лена, - я боюсь соскользнуть, держите меня за попу!
Увидев, каким образом я страховал Лену, Светлана твёрдо заявила:
- Тогда я тоже боюсь!..
Вот и вершина! Издав победный клич, группа пошла вниз. Расщелину опять проходили со страховкой. Алексей в середине лаза немного застрял, чем напугал девушек. Наташа снизу опять пыталась подсказывать, но её советы почему-то не помогали. Последние полтора метра Алексей преодолел прыжком.
- Пусть теперь Лена спускается, - предложила Светлана.
- Погодите! – я оценил вес девушек и решил:
- Пусть сначала спускается Светлана. Лена лёгкая, я ей запросто удержу в случае срыва, а Светлана потяжелее, поэтому страховать тебя мы будем вдвоём.
Светлана чувствовала себя на спуске неуверенно, просила то выдать ей веревку, то, наоборот, выбрать. Лена крепко обнимала меня поперёк туловища, так что к рывку мы были готовы. Но обошлось без рывка. Лена тоже спускалась со страховкой. Всего на покорение скалы мы потратили около часа, но не пожалели об этом.
- Здорово было!
- Восторг!
- Самое лучшее приключение в жизни!
- Именно за этим мы сюда и ехали!
Однако на этом приключения не закончились. Подходя к перевалу Художников, мы ещё издали заметили, что долина за стеной заполнена клубящимся туманом. А когда мы оказались на самом перевале, то стали свидетелями невероятной картины: в одной долине царил холод и туман, а в другой тепло и солнце! Из холодной долины поднимались клубы тумана; налетев на стену тёплого воздуха, эти клубы заворачивались и опрокидывались обратно в долину. Тут все закричали от восторга и принялись фотографировать.
- Экономьте фоторесурсы! – крикнул я, но это было уже бессмысленно. Все щёлкали затворами подряд, очередями, во все стороны. Да я и сам забегал с камерой по тропе. Мы думали, что видов шикарнее уже быть не может. Однако Ергаки – это сказочная страна! Прямо на тумане вдруг возникла кольцевая радуга! Жители равнин и понятия не имеют, что это такое. Светящееся цветное кольцо в воздухе! Мы даже дар речи потеряли, только показывали на это чудо руками и кричали:
- А-а-а!
Вдруг одно облако всё же преодолело перевал и накрыло нас, словно толстым покрывалом. Сразу стало темно. Ещё через минуту облако стало ярко светиться, поскольку насквозь пробивалось солнечными лучами. Это явление вызвано новые крики восторга… Я торопливо снимал и уже не думал об экономии фоторесурсов. За полчаса все отсняли по 200-300 кадров.
Потом группа спустилась к Озеру, на берегу которого находился громадный валун, очень удобный для скального лазания. Высота всего два метра, чуть больше, а сразу не залезешь!
Но вот солнце село. Я ожидал, что склон над озером окрасится в оранжевый цвет, и тогда можно было бы сделать интересные кадры. Но, увы, солнце уже за скалами, пора возвращаться к лагерю. Мы пошли по тропе. Когда мы почти достигли берегов Карового, раздался торжествующий крик Наташи:
- Смотрите, какое чудо! Сказка!
Обернувшись, мы не поверили своим глазам. Склон под пиком Молодёжным окрасился, но не обычным оранжевым тоном, а каким-то совершенно невероятным сиренево-фиолетовым. Взвыв от восторга, все принялись фотографировать, и только я терпеливо ждал группу.
- Михаил! – завопила Светлана, - вы же фотограф, почему не снимаете?!
- Этот цвет слишком нереальный, - вздохнул я, - если я вывешу эту фотку на ЯФ, то придут такие комментарии: «Сплошной фотошоп!», «Э, нет, батенька, таких цветов в природе не бывает!» и тому подобные… Люди же в большинстве своём ничего не видели, кроме четырёх стен, откуда им знать?
- Действительно, - засмеялась Светлана, - это нереально! То, что мы видим – это фотошоп!
Ребята снимали кадр за кадром, а я прикидывал, как бы нам успеть вернуться до темноты. Но вдруг я увидел отражение этой невероятной стены в луже. Тут уж мое сердце фотографа не выдержало. Я рванул камеру:
- Пусть не верят! Но снимок я сделаю…
- Мы свидетели! – закричали ЯФовцы весело.
- А, вам тоже не поверят, - ответил я, - но вы хоть сами теперь знаете, что такое может быть.
- Точно, Ергаки – это сказочная страна, - подтвердил Алексей, пряча фотоаппарат.
- Я много по горам ходила, - добавила Светлана, - но такое впервые увидела.
- А я много ходил именно по этим горам, - засмеялся я, - этот поход сюда для меня пятьдесят третий. Но такой дикий цвет скал увидел тоже впервые…
Фотографирование отняло много времени. Мы едва успели добежать до палаток по свету. Быстро стемнело. Ночное небо было великолепным. Полная луна прекрасно освещала долину. Можно было ходить даже и без фонаря.
Tags: Ергаки, Саяны, горы, пейзаж, природа, скалы

• Путешествие по Байкалу завершено.

Мы путешествовали по Байкалу целый месяц. Понравилось. Сейчас собираемся в Дагестан, потом по цветущему Алтаю, по местам силы Хакасии, затем в…

• По гротам Байкала

Если уж приехали на Байкал, нужно непременно полазить по гротам, потому что иначе непонятно, а зачем. А там есть, куда бросить взгляд. Цвет…

• На Байкале

Да, так и есть. Понимаю, что с непривычки может показаться фантастикой. Но, что поделаешь... Реальность - она такая. Кто угадает этот жутко…