Ергаки 2011, сентябрь

Поход в Ергаки №61.

Казалось бы, уже надвинулась осень холодная, пора прятаться по тёплым квартирам… Но есть ещё люди, которые даже в это суровое время стремятся познать прекрасные Ергаки. Женя и Оля были предупреждены о возможных снегопадах, но это их только подстегнуло. Ладно, поехали…

29 августа.  Проехать равнодушным по полке 601 км невозможно. Едва открываются взорам необычные скалы, как в машине непременно раздаются крики восторга. Мы немного прогулялись по уютной полянке, откуда хорошо видны главные пики Ергаков, сделали по десятку кадров и едем дальше. Погода вроде бы тёплая. Ещё остановка сразу после перевала – с высоты можно различить громадного каменного мужика, лежащего на спине. Это легендарный Спящий Саян. Впрочем, главная цель нашей группы – Парабола. До неё ещё далеко. В Тармазаке переодеваемся, оставляем лишние вещи в машине и далее топаем с рюкзаками. Хотя тропа повела вверх, ребята сразу взяли хороший темп. Наверное, дело в том, что они сибиряки.
- Отдых нужен? – спрашиваю туристов.
- Нет, идём дальше.
- А скорость? Может, сбавить темп?
- Нет, можно и быстрее.
Мы легко проходим до Перекрёстка. Оля и Женя полны решимости шагать дальше. Мы быстро добираемся до берега Карового. Можно было бы даже и дальше идти, но с запада на нас стала надвигаться тёмная туча. Её свинцовый цвет и скорость полёта свидетельствовали о недобрых намерениях… Поэтому мы поставили палатку и принялись спасаться. И очень вовремя! Хлынул мощный дождь, быстро перешедший в снегопад. К сожалению, уже стало темнеть, иначе мы бы сделали красивые кадры. Забираемся в спальники и крепко засыпаем под убаюкивающее завывание внешней стихии.

30 августа.  С рассветом  выбираюсь из палатки. Ребята продолжают сладко спать. Вот и хорошо, пусть отдыхают от вчерашнего перехода. После мощного снегопада я рассчитывал сфотать красивые белые поля, но дудки, земля оказалась слишком тёплой. Снег почти весь растаял, только на вершинах скал белели небольшие пятна. Бегом до Висячего камня! Эх, и тут снега нет… Зато успел встретить рассвет. Вот если вы не любовались рассветом в горах, то напрасно. Сфотографировав всё, что успел, возвращаюсь к лагерю и варю завтрак. Ребята выспались и теперь готовы бежать куда-нибудь, любоваться красотами. Мы подходим к Висячему камню, который и производит должное впечатление на новичков.
- А-а! – говорят они в восторге.
- Погодите, это ещё мелочи. Красоты начинаются с озера Художников!
Оценив состояние погоды, мы решаем, что идти на перевал Художников можно. Быстро собираем рюкзаки и бодро скачем по курумнику. Возле озера Хайдеггера невольно останавливаемся. Красота неописуемая! Сбросив рюкзаки, бежим вокруг озера, пытаясь что-нибудь запечатлеть… Да ещё сладкая черника кругом. Ягоды крупные, сами просятся в рот... Но надо спешить на перевал, пока погода позволяет. Хватаем рюкзаки и поднимаемся.
Оказавшись на вершине, ребята просят отдыха. Точнее, им нужно сделать хотя бы по сотне кадров. Ещё бы, они впервые в жизни увидели долину Мечты.
- Интересно, а как живут люди, которым так и не довелось увидеть такую красоту? – смеётся Оля.
- Они не живут, а существуют, - отвечает Женя.
- Если говорить только о красоте ландшафта, не учитывая мест силы, то на земном шаре есть ещё немало красивых районов… - добавляю.
Спуск с перевала сложен. По привычке я пытаюсь помогать новичкам, но ребята с завидной ловкостью бегут по курумнику. Так же легко мы преодолели чемоданник под перевалом. Традиционный привал устраиваем возле озера Гармония. Красота тут такая, что всё равно ведь мимо не пройти…
Пофотографировав вволю, подхватываем рюкзаки и бежим дальше, мимо стоянки Наташа, мимо Мечты.
- А почему это место называется Наташа? – спрашивает Оля.
- Здесь, как видите, очень удобное место для стоянки. Много лет туристы тут останавливались. Они бережно относились к природе, следов после себя не оставляли. Но пришёл однажды какой-то варвар, принялся беспощадно покорять природу. На стволе огромного, шикарного кедра он вырезал ножом глубокие буквы «Наташа». Кто она такая, и покарал ли бог этого пакостника, нам осталось неведомым, а вот стоянка теперь приобрела название…
Мы поставили палатку на берегу озера Художников, в районе Кафе. Недалеко мы обнаружили упавший кедр, так что хвороста нам хватало. Ребята были поражены обилием черники. Ягоды собирать легко. После вкусного ужина пошли дружно спать.

31 августа. После завтрака мы собрали штурмовые рюкзачки и нацелились сбегать в радиалку, но вдруг из-за угла выскочила туча и давай поливать нас мокрым дождём. Мы принялись спасаться в палатке, жевать орехи и крепко спать до ужина…

1 сентября.  Погода пасмурная, но без дождя. Женя самостоятельно разводит костёр, чем заслуживает наше уважение. Завтракаем и отправляемся в радиалку. Мы уже так наелись черники, что не останавливаемся возле соблазнительных ягод. Но по пути мы попали в другую засаду - кусты жимолости. Четверть часа отдыха... Лишь объевшись жимолости, идём дальше. Ребятам так хотелось попасть на Параболу! И вот она всё ближе, с каждым шагом. Правда, у подножия нам пришлось решать такую задачу: как найти безопасный путь по зеркалу, если после дождя почти весь камень мокрый? Парабола была расчерчена тёмными полосами влажности. Имелись также и светлые сухие полосы. Одна из них вела примерно к широкой горизонтальной полке, где можно было отдохнуть. Мы полезли гуськом. Такое лазание у меня было впервые! Мокрые полосы жёстко ограничивали нашу дорожку, шириной всего с полметра. По этой сухой дорожке мы легко поднялись почти до заветной полки, но между нами и горизонтальным участком было метра полтора влажной стенки. Нужно было сделать всего три шага, и я затратил на них более пяти минут… Кто не знает, подскажу: мокрый камень бывает скользким только при быстром передвижении. Если же шагать медленно и осторожно, то вода выдавливается из-под подошвы, влажная стенка держит хорошо. Однако без наличия опыта повторять этот приём всё же не рекомендую… С полки я бросил ребятам верёвку, и они добрались благополучно.
Мы сбегали и на пик Толстый Брат, откуда открывается захватывающая панорама. Потом мы спустились на берег озера Горных Духов, там поели вкусного и обсудили интересное. Жизнь нравилась ребятам с каждым шагом всё больше…
- Надо жить километрами, а не квадратными метрами, - резюмировала Оля.
Мы так и сделали. Посетили верхний водопад Горных Духов и все красоты, которые имеются рядом. День прошёл замечательно! Новички стали догадываться, в чём смысл жизни…

2 сентября. Аппетитно употребляя чернику, мы обсуждали возможные варианты нашего дальнейшего маршрута, и ребята выразили желание побывать на водопаде Тушканчик.
- Пойдём сейчас, пока дождя нет! – засмеялась Оля.
Собрав рюкзаки, мы отправились через перевал Курсантов. На перевальном взлёте нас застал дождик, но что делать, не отступать же… Водопад ребятам понравился, хотя меня в такую погоду он совершенно не впечатлил.
По тропе от водопада до перевала Тушканчик я давно не ходил, примерно лет 10. Оказалось, что тропа сильно разбита, местами просто грязь, как в фильмах ужасов. Значит, правильно мы делали, что обычно ходили к этому водопаду через перевал Домой. Мы поставили палатку возле огромного кедра, который когда-то разбила молния. К вечеру тучи разбежались, небо стало чистым и синим.
Оля сбегала к речке и помылась. Вернулась сияющая. Живая вода и красота природы придали ей должное вдохновение, и она сварила вкуснейший ужин.

3 сентября. Мы решили пройти сегодня перевал Тушканчик и приблизиться к Тармазаку. Там переночевать, а утром ехать в город. Однако, я недооценил силы ребят! За весь путь от нашего лагеря до вершины перевала у нас была только одна остановка, да и то не на отдых, а чтобы снять лишнюю одежду. Солнце поднялось и стало жарко. Так без остановок мы пробежали до самого Тармазака. Хотя поход получился совсем коротким, ребятам он очень понравился.
- Главное – прошли Параболу! – радовались они.
А для меня этот год оказался рекордным. Оказывается, я впервые провёл по Ергакам за одно лето целых 5 групп! До этого за всю жизнь бывало не более четырёх: два зимних, на лыжах, и два летних. Всё остальное время – Тянь-Шань, Памир и пещеры. Впрочем, это совсем другие истории.
Остальные фотки с этого похода смотрите в фотоальбоме

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *